Об Ассоциации
Руководство АИОР
Региональные отделения АИОР
Документы
Мероприятия
Журнал "Инженерное образование"
Проекты АИОР
Аккредитация образовательных программ
Сертификация инженерных квалификаций
|
Общественные слушания "Становление и развитие в России сертификации (признания) инженерных квалификаций"
16 апреля 2010 года, с 10 до 14 часов в помещении Торгово-Промышленной Палаты РФ (г. Москва, ул. Ильинка, 6)
Организаторы:
- Ассоциация инженерного образования России (АИОР)
- Ассоциация технических университетов (АТУ)
- Международный союз научных и инженерных общественных объединений (СНИО)
- Торгово-промышленная палата Российской Федерации (ТПП РФ)
- Национальный исследовательский университет ресурсоэффективных технологий "Томский политехнический университет"
Цель общественных слушаний:
- привлечь внимание научной и образовательной общественности, работодателей к проблеме сертификации инженерных квалификаций в России в условиях перехода от подготовки дипломированных инженеров по специальностям к подготовке бакалавров и магистров по направлениям в области техники и технологии;
- сформулировать рекомендации законодательным и исполнительным структурам власти по созданию в России новой системы сертификации инженерных квалификаций, которая соответствовала бы подобным системам в развитых странах мира и способствовала существенному повышению уровня российских инженеров.
В работе общественных слушаний приняли участие представители Общественной палаты РФ, Совета Федерации, Государственной Думы РФ, Министерства образования и науки РФ, ТПП РФ, СНИО, АИОР, АТУ, ректоры и проректоры вузов, реализующих инженерно-технические образовательные программы, научно-педагогическая общественность.
Обсуждаемые вопросы:
- Проблема признания и сертификации инженерных квалификаций в рамках Болонского процесса (докладчик - Похолков Ю. П., президент АИОР);
- О практике работы Российского союза научных и инженерных общественных объединений по сертификации специалистов (докладчик - Ситцев В.М., первый вице-президент СНИО);
- Проект Российской системы сертификации инженерных квалификаций (докладчик - Чубик П.С., ректор Национального исследовательского Томского политехнического университета, вице-президент АИОР, член Общественной палаты РФ);
- О направлениях деятельности Ассоциации технических университетов по совершенствованию подготовки инженерных кадров для высокотехнологического комплекса России (докладчик - Балтян В.К., исполнительный директор-Ученый секретарь Совета АТУ);
- Изменения в законодательстве по созданию в России системы сертификации инженерных квалификаций (докладчик - Баранова Н.Р., комиссия Совета Федерации по делам молодежи и туризма);
- Пилотный проект сертификации и регистрации в России инженеров АРЕС (докладчик - Чучалин А.И., проректор Национального исследовательского Томского политехнического университета);
- Проведение 23 июля 2010 года Съезда "Профессиональная Россия - 2010" (докладчик - Дрыгина Е.В., руководитель РОО "Центр социально-экономических стратегий").
Участники слушаний отметили:
- актуальность проблем, рассмотренных в ходе работы общественных слушаний, для решения задачи признания инженерных квалификаций;
- повышение роли промышленности в формировании компетенций выпускников при формировании структуры и содержания образовательных программ;
- необходимость создания системы сертификации инженерных квалификаций, национального регистра инженеров-профессионалов, принятия закона о профессиональной инженерной деятельности, которые бы регламентировали процедуру признания инженерных квалификаций.
УЧАСТНИКИ ОБЩЕСТВЕННЫХ СЛУШАНИЙ ПРИНЯЛИ РЕКОМЕНДАЦИИ:
Министерству образования и науки Российской Федерации:
- Провести заседание коллегии Министерства образования и науки РФ по вопросу сертификации инженерных квалификаций и профессиональной инженерной деятельности в России.
- Выйти с законодательной инициативой в Государственную Думу РФ о подготовке закона РФ о сертификации инженерных квалификаций и профессиональной инженерной деятельности в России.
Министерству экономического развития Российской Федерации, Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, Комитету по образованию и науке Государственной Думе Российской Федерации:
- Сформировать специальную экспертную группу по разработке концепции Федерального закона о профессиональной инженерной деятельности, включающей представителей АИОР, АТУ, СНИО, ТПП РФ, РСПП, учебно-методических объединений по профилям российского технического образования, а также Министерства образования и науки РФ.
Совету Федерации Российской Федерации, Государственной Думе Российской Федерации:
- Считать целесообразным провести парламентские слушания по проблемам инженерного образования в России.
Международному Союзу научных и инженерных объединений:
- Возглавить работу по созданию системы общественно-профессиональной сертификации инженерных квалификаций в России.
Российскому Союзу промышленников и предпринимателей с привлечением заинтересованных организаций:
- Определить требования, предъявляемые к инженерам - профессионалам в России.
Торгово-промышленной палате Российской Федерации, Ассоциации инженерного образования России, Ассоциация технических университетов:
- Принять активное участие в разработке и реализации системы сертификации инженерных квалификаций в России.
Ректорам Вузов:
- Привлекать работодателей, профессиональную и академическую общественность при формировании требований к компетенциям выпускников вузов по соответствующим направлениям.
- Представлять в отечественные и международные аккредитационные агентства образовательные программы в области техники и технологий для прохождения общественно-профессиональной аккредитации.
Полный текст рекомендаций (doc)
Фотогалерея
|
|