Об Ассоциации
Руководство АИОР
Региональные отделения АИОР
Документы
Мероприятия
Журнал "Инженерное образование"
Проекты АИОР
Аккредитация образовательных программ
Сертификация инженерных квалификаций
|
Новости Ассоциации
22.11.2011 С 7 по 11 ноября 2011 года в Чешском техническом университете г. Прага состоялся международный научно-практический семинар-тренинг «Передовой опыт инженерной подготовки с участием промышленности в университетах Европы»
Целью семинара было обобщение международного опыта и изучение примеров лучших образовательных программ и технологий подготовки специалистов в области техники и технологий с участием промышленности.
В семинаре приняли участие более 40 человек: ректоры, проректоры, деканы, заведующие кафедрами высших образовательных учреждений и представители промышленных предприятий России, а также ведущие эксперты в области инженерного образования из Австрии, Португалии, Испании, Швеции, Чехии, Бельгии и Франции.
С приветствиями участникам семинара выступили:
- Prof. Ing. Václav Havlíček, ректор Чешского технического университета г. Прага,
- Prof. Ladislav Musilek, профессор Чешского технического университета г. Прага, член Административного Совета Европейского общества инженерного образования (SEFI)
- Prof. Frantisek Hrdlicka, декан Машиностроительного факультета, Чешского технического университета г. Прага
- Проф. Ю.П. Похолков, президент Ассоциации инженерного образования России
Работа семинара была организована в форме пленарных сессий, секций и дискуссий.
В рамках пленарной сессии «Требования к качеству инженерных программ в Европе» выступили:
- Prof. Ladislav Musilek, член Административного Совета SEFI, с докладом на тему «Подготовка современных специалистов в области техники и технологии: видение Европейского общества инженерного образования (SEFI)», где он рассказал о деятельности SEFI, основной целью которого является развитие и совершенствование инженерного образования, уделив особое внимание мероприятиям, проводимым SEFI в области сотрудничества с промышленностью, а также о перспективах развития в этой сфере;
- Prof. Ing. Vladimir Marik, Электротехнический факультет, Чешский технический университет г. Прага, который в докладе «Исследования и образование на кафедре кибернетики. Центр превосходства ЕС» представил используемые модели сотрудничества с промышленными предприятиями в образовательной и исследовательской деятельности, в частности, с предприятиями оборонной промышленности.
- Kristina Edström, Королевский технологический институт KTH (Швеция), посвятила свой доклад «Перспективы развития инженерного образования в Европе – пути достижения» применению концепции Всемирной инициативы CDIO при разработке и реализации образовательных программ с целью развития инженерного образования, подчеркнув, что для обеспечения развития необходимо понимание существующей ситуации в системе образования и видение того, чего и каким образом мы стремимся достичь.
На секции «Требования к качеству подготовки специалистов в области техники и технологии» обсуждались презентации:
- «Промышленность как активный партнер в инженерной подготовке» проф. А.С. Сигова, ректора МИРЭА (Российская Федерация), которая была посвящена инновационной системе подготовки кадров МИРЭА. Основой данной системы является интегрированный инновационный комплекс «вуз - базовая кафедра – базовое предприятие», в котором 54 базовые кафедры располагаются непосредственно на предприятиях-партнерах МИРЭА и в большинстве случаев возглавляются руководителями предприятий, а обучение проводят ведущие специалисты, осуществляющие разработку и внедрение новых технологий в производство на этих предприятий. Также были представлены некоторые проекты, созданные в процессе функционирования данной системы подготовки и подтверждающие ее эффективность.
- «Исследовательский центр по производственным технологиям и сотрудничество с предприятиями в области НИОКР» Ing. Jan Smolík, CTU Prague, зав. кафедрой производства машин и оборудования, который рассказал о деятельности Исследовательского центра как конкретного примера сотрудничества университета с промышленными предприятиями машиностроительного комплекса с целью повышения их конкурентоспособности и вовлечения студентов и аспирантов в практическую деятельность.
Завершилась работа данной секции визитом на завод автомобильной компании Skoda, где участники семинара встретились с представителями руководства компании, ответственными за развитие российского рынка, которые рассказали об истории, текущей деятельности и планах развития компании, а также познакомили участников с деятельностью корпоративного университета компании, в котором обучаются студенты в том числе и из России, после чего была проведена экскурсия по музею истории компании и действующим цехам завода.
Работа пленарной сессии «Международное сотрудничество в инженерном образовании» и секции «Международное сотрудничество: опыт совместной разработки и реализации инженерных программ, академическая мобильность» предоставила большие возможности для обсуждения и обмена мнениями по представленным докладам:
- Prof. Hans Kaiser, профессора Венского технологического университета (Австрия), по развитию международного сотрудничества на примере Венского технологического университета.
- Проф. П.С. Чубика, ректора Томского политехнического университета (Россия), по опыту разработки и реализации совместных образовательных программ с европейскими вузами.
- Prof. Jose Carlos Quadrado, Президента Лиссабонского технического университета (Португалия), Президента Международной федерации обществ инженерного образования IFEES, который был посвящен таким вопросам, как: Зачем университетам промышленность? Чем обуславливается успешность проектов по подготовке инженеров? Что есть международное сотрудничество?, с конкретными, очень яркими примерами, вызвавшими большой отклик у участников семинара.
- Prof. Juan Jesus Perez, Политехнический университет Каталонии UPC (Испания), по глобализации и интернационализации.
- И.Н. Кошовкина, генерального директора ОАО «Томскнипинефть» (Россия), который был особенно интересен участникам, учитывая тот факт, что докладчик имеет опыт работы как в академической среде, так и в промышленности. В презентации был продемонстрирован опыт эффективного взаимодействия данных сфер на примере Центра подготовки специалистов нефтегазового дела, совместного проекта Томского политехнического университета (Россия) и университета Хериот-Ватт (Великобритания), в деятельности которого принимают активное участие предприятия нефтегазовой отрасли.
На пленарной сессии «Роль промышленных предприятий в разработке и реализации образовательных программ» выступил Rene-Francois Bernard, координатор Европейской сети обеспечения качества инженерного образования для промышленности ENQHEEI (Бельгия), который рассказал о действующем проекте QUESTE-SI в области обеспечения качества инженерного образования, в котором участвует и Ассоциации инженерного образования России. Из доклада участники узнали о целях и задачах этого проекта, промежуточных результатах и перспективах развития. Другой экспертный доклад представил Prof. Stephane Flament, зав. кафедрой электроники и прикладной физики Высшей национальной инженерной школы г.Кан - ENSICAEN (Франция). В своем выступлении он рассказал участникам семинара об особенностях системы высшего инженерного образования во Франции и о большом накопленном опыте школы ENSICAEN по вовлечению промышленности в процесс проектирования и реализации образовательных программ.
Кроме заявленных по программе докладов, в виду актуальности и значимости обсуждаемых на семинаре вопросов, участники семинара выразили желание выступить и представить опыт своих образовательных учреждений в этой области: В.Б. Моисеев, ректор Пензенской государственной технологической академии; Н.Н. Шумская, проректор Донского государственного технического университета: В.И. Колмаков, первый проректор Сибирского федерального университета.
Также в рамках семинара президент Ассоциации инженерного образования России Ю.П. Похолков провел тренинг «Пути формирования компетенций современных инженеров», в ходе которого участники работали индивидуально и в командах над поиском возможных решений таких задач, как:
- Оценка уровня подготовки инженеров в России
- Признаки и критерии оценки уровня подготовки инженеров
- Недостатки в содержании и формах подготовки инженеров
- Пути формирования компетенций и компетентности у будущих инженеров
- Что необходимо изменить в организации и технологии подготовки инженеров
Одну из команд составили участвующие в семинаре европейские эксперты, что дало возможность получить другой взгляд на систему инженерного образования. Крайне оживленная дискуссия продемонстрировала большой интерес к обсуждаемым вопросам. В итоге в качестве приоритетных путей формирования компетенций современных инженеров участники семинара указали использование компетентностного подхода при проектировании образовательных программ, привлечение потенциала промышленных предприятий и научных организаций, а также использование проблемно-ориентированного и проектно-организованного обучения.
Семинар завершился торжественным вручением международных сертификатов участникам семинара, а также экскурсией по историческому центру города Прага. назад
|
|