Об Ассоциации
Руководство АИОР
Региональные отделения АИОР
Документы
Мероприятия
Журнал "Инженерное образование"
Проекты АИОР
Аккредитация образовательных программ
Сертификация инженерных квалификаций

Главная / Новости Ассоциации

Новости Ассоциации

28.09.2011
Вниманию руководителей региональных отделений! Полезная информация для руководства в организации международного деятельности

Достижения в международной образовательной деятельности крупных и средних зарубежных вузов

Достижения в международной образовательной деятельности крупных российских вузов

Проблемы и перспективы экспорта образовательных услуг

Международные консорциумы и ассоциации

Международные образовательные проекты и программы

Нормативные изменения в федеральном законодательстве

Источник: Информационный дайджест международной образовательной деятельности Управления международной образовательной деятельностью Национального исследовательского Томского политехнического университета, Выпуск №6, Сентябрь 2011.


Семь раз проверь, один раз поступи: новый тест в немецких вузах

В Германии каждый четвертый бросает учебу. Одна из главных причин - ошибка при выборе специальности. Государству такие "просчеты" студентов обходятся ежегодно в 2,2 миллиарда евро. Университеты принимают меры. Первым из немецких вузов RWTH Aachen ввел обязательный для всех поступающих тест на профессиональную пригодность - Self Assessment Test.
http://www.dw-world.de/dw/article/0,,15319919,00.html

К началу страницы


Объединения имени Гельмгольца в области физики астрочастиц выходят на старт. Технологический институт координирует консорциум с 22 партнёрами

Альянс им. Гельмгольца в области физики астрочастиц объединяет в единый международный консорциум наряду с центрами им. Гельмгольца Технологического института Карлсруэ и Германского электронного синхротрона (DESY) порядка 15 немецких университетов, три института им. Макса Планка, а также два внешних партнёра.

Исследуемые темы охватывают такие области как «Энергия универсума», «Тёмная материя вселенной», а также «Теория астрочастиц». Альянс совместно проводит по этим темам все значимые, распределённые между немецкими вузами научно-исследовательские работы. На этот проект планируется финансирование порядка 10 миллионов Евро на период 5 лет.
http://www.kit.edu/besuchen/pi_2011_7904.php

К началу страницы


Торжественное открытие Международного института атомной энергетики

27 июня 2011 Валери Пекресс, министр высшего образования и научных исследований Франции, и Эрик Бессон, министр промышленности, энергетики и экономики, открыли Международный институт атомной энергетики (I2EN). Основная задача Института – представлять и координировать на международном рынке образовательных услуг предложения французских вузов о специальностях в области атомной энергии. Магистерская программа ParisTech в области атомной энергии является составной частью Института.
http://www.paristech.fr/index.php/fre/Actualites/(month)/6/(year)/2011

К началу страницы


Новые требования к аспирантам

Для повышения уровня «профессионализма» своих аспирантов университеты увеличивают количество часов иностранного языка. Например, в университете Нанта каждый из 1400 аспирантов посещает 100 часов занятий обязательного английского языка. Половина часов отводится на выбранную специальность, вторая половина на составление резюме, работу над каким-либо проектом и т.п.

«Мы также организуем спецсеминар, в рамках которого наши аспиранты всех специальностей работают вместе над инновационными проектами, которые могли бы заинтересовать предприятия» - говорит Анес Флорэн, руководитель аспирантуры университета Нанта. Аспиранты могут также пройти дополнительную стажировку на предприятии в качестве «аспиранта-эксперта» в течение 32 рабочих дней. «Это малобюджетный, но очень эффективный способ познакомить предприятие и аспиранта друг с другом», - комментирует Анес Флорэн.
http://www.lemonde.fr/orientation-scolaire/article/2011/06/29/le-doctorat-nouveau-est-arrive_1541854_1473696.html

К началу страницы


Российские университеты окончательно выпали из сотни лучших вузов мира

Ни один российский вуз не попал в первую сотню нового рейтинга лучших университетов мира QS World University Ranking 2011/12.

Один из ведущих отечественных вузов - МГУ - потерял несколько позиций по сравнению с прошлым годом и выпал из топ-сотни. Еще ниже опустился СПбГУ, оказавшись за отметкой 250. Другим отечественным вузам вообще не нашлось места в списке, включающем 300 высших учебных заведений со всего мира.

В этом году возглавил первую десятку Кембридж, потеснив на второе место Гарвард, который предыдущие шесть лет считался лучшим вузом мира. Также в топ-10 вошли Массачусетский технологический университет, Йельский университет, Оксфорд, Имперский колледж Лондона, Университетский колледж Лондона, Чикагский, Пенсильванский и Колумбийский университеты.
http://www.newsru.com/russia/06sep2011/qs.html

К началу страницы


Намечается тесная дружба Казанского (Приволжского) федерального университета с вузами Израиля

Расширение сотрудничества с вузами Израиля обсуждалось во время встречи представителей руководства Казанского (Приволжского) федерального университета с Полномочным министром Посольства Государства Израиль в России Рои Розенблитом и Первым секретарем по экономическим вопросам Эйтаном Вайсом.

Казанский (Приволжский) федеральный университет представляли: проректор по внешним связям Линар Латыпов, директор Института истории Рамиль Хайрутдинов, проректор по научной работе и развитию Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета Искандер Ярмакеев.
http://www.ksu.ru/podrobnee.php?id=10214

К началу страницы


Группа студентов из Ирана получает образование в

Казанском (Приволжском) федеральном университете Второй год подряд в университете реализуется программа «Развитие научно-технических отношений Ирана и России», в рамках которой выпускники иранских вузов обучаются в России. Все желающие получить российское образование за счет государства проходят строгий конкурс.

В этом году в Казань приехала группа, состоящая из тридцати шести человек. Восемь из них – аспиранты, остальные недавно получили степень бакалавра (для сравнения – в прошлом году их было всего шестеро).
http://www.ksu.ru/podrobnee.php?id=10118

К началу страницы


Открытие российско-норвежской научно-исследовательской лаборатории

21 июня 2011 г. в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете состоялось торжественное открытие российско-норвежской научно-исследовательской лаборатории.

Уникальная специализированная лаборатория «Импульсные технологии для применения в подводной нефте- и газодобыче» создана специалистами СПбГПУ совместно с компаниями FMC Technologies и Statoil ASA (Норвегия). Специалисты лаборатории будут решать вопросы анализа и безопасности нефте- и газодобычи в российских северных широтах, а также разрабатывать новые устройства, предотвращающие чрезвычайные ситуации и техногенные катастрофы (как, например, разлив нефти в Мексиканском заливе).
http://www.spbstu.ru/news/2011_06_24/2011_06_24.asp

К началу страницы


НовГУ предложено участвовать в Международной программе поддержки высшего образования

5 сентября в Новгородском государственном университете им. Ярослава Мудрого прошел семинар с международным участием «Проблемы разработки и реализации международных образовательных программ в области социальных и общественных наук». На семинар были приглашены Алла Командирова – координатор Программы поддержки высшего образования Института «Открытое Общество» в Российской Федерации и менеджер международных образовательных проектов Университета Массачусетс (США) Нюудля Араева.

Речь шла о Программе академического развития (Academic Fellowship Program, AFP) Международной программы поддержки высшего образования Института «Открытое Общество». В заключение семинара его участники обсудили возможности участия подразделений и преподавателей НовГУ в Международной программе поддержки высшего образования.
http://www.novsu.ru/news/63215/?returnUri=L2ludGVybmF0aW9uYWwvYWN0aXZpdHkvaS41MzM3Mi8
Информация о Программе на английском языке: http://www.soros.org

К началу страницы


Франко-российский форум «Ярмарка вакансий», 14 октября 2011

Начиная с 2007 года отдел по академическому сотрудничеству Посольства Франции в России при сотрудничестве с Франко-российской торгово-промышленной палатой организует форум «Ярмарка вакансий».

Традиционно это мероприятие собирает на одной площадке российских франкоговорящих студентов и французские и русские предприятия, представленные в России. Франко-российский форум «Ярмарка вакансий» проводится одновременно в интересах студентов и молодых специалистов, университетов и предприятий, и направлен на дальнейшее укрепление связей между ними посредством сайта UNIfr, созданного Посольством Франции в ноябре 2010 года. Регистрация и подробная информация на сайте:
http://www.unifr.org/job_forum_2011
http://www.ambafrance-ru.org/spip.php?article9431

К началу страницы


Английский и остальные: понимая язык науки

В течение последних десятилетий значительно выросла степень доминирования английского языка в международной академической активности. Подавляющее большинство индексируемых научных журналов, ранее публиковавшихся на других языках, сегодня выходят на английском.

Тем не менее, одновременно с этим наблюдается и некоторое пропорциональное уменьшение доли относительно общего количества публикаций. В наименьшей степени преобладающее значение английского языка прослеживается в социальных и гуманитарных науках. Многие издания приводят как версию материала на оригинальном языке, так и его перевод на английский язык. Зачастую авторам из неанглоговорящих стран приходится тратить дополнительное время и усилия, чтобы осуществить достойный перевод своей работы на английский язык. Необходимо, также помнить, что есть две стороны медали: с одной стороны публикация на английском доступна международному академическому сообществу, но при этом автор, как правило, теряет свою национальную аудиторию.

В том, что касается, непосредственно, образовательной деятельности показывают, что английский как «lingua franca» существенно отличается в разных странах. Автор полагает, что в условиях глобализации необходимо уделять внимание качественному изучению английского языка.
http://www.bc.edu/cihe

К началу страницы


Международные рейтинги вузов и их влияние /Global University Rankings and their Impact

В ответ на растущий интерес к национальным и международным рейтингам, а также многочисленные вопросы со стороны университетов-членов Европейской Ассоциации Университетов о природе и критериях оценки, лежащих в основе этих рейтингов, Европейская комиссия поручила ЕАУ провести исследование в данной области и создать рейтинг университетов Европы.

Целью данного исследования является информирование вузов о методологии составления наиболее популярных международных рейтингов вузов и их возможном влиянии.
http://www.eua.be/pubs/Global_University_Rankings_and_Their_Impact.pdf

К началу страницы


Европейская конференция по материалам "Future Materials For Grand Challenges of Our Time" (FUMAT)

Европейская конференция по материалам "Future materials for grand challenges of our time" (FUMAT 2011) прошла в Варшаве, 22-23 сентября 2011 г.

Организаторами конференции выделены гранты для 20 участников из региона Восточная Европа/ Средняя Азия (EECA), в который входят Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Российская Федерация, Туркмения, Таджикистан, Украина и Узбекистан.

5 российских участников могут рассчитывать на получение грантов, позволяющих оплатить расходы на проживание и поездку в Варшаву.
http://misis.ru/ru/121/ctl/Details/mid/4327/ItemID/5680

К началу страницы


«SMART Инициатива» CESAER / CESAER SMART Initiative

27 июня 2011 года президент CESAER Карин Маркид и лидеры трех рабочих групп представили в Европейской комиссии промежуточный отчет по результатам работы в рамках «SMART Инициативы». Данная инициатива предполагает объединение усилий исследовательских университетов в области совершенствования ключевых элементов системы управления вузом:

  • Стратегия развития и управления научной деятельностью;
  • Создание устойчивой системы финансирования научных исследований;
  • Реализация идеи «треугольника знаний».

В ходе встречи состоялись презентации результатов работы трех вышеуказанных групп, выявлены «лучшие примеры» сотрудничества в данных областях, обсуждение перспектив развития данной инициативы.

Более подробно ознакомится с докладом и презентацией результатов работы рабочих групп можно на сайте CESAER: http://cesaer.org/en/news-items/news/cesaer-smart-initiative/

К началу страницы


Стипендиальные программы DAAD для РФ на 2012/2013 учебный год:

  • Летние вузовские курсы немецкого языка в Германии для иностранных студентов
  • Ознакомительные поездки студенческих групп
  • Стипендии для последипломного обучения
  • „European Recovery Program” (ERP) - Стипендии для экономистов для обучения в магистратуре
  • Программа для журналистов
  • Научно-исследовательские стипендии для молодых ученых
  • Программа «Михаил Ломоносов»
  • Программа «Иммануил Кант»
  • Научные стажировки для ученых и преподавателей вузов

http://www.daad.ru/?m=1.5&seite=1_5_1a

К началу страницы


Стипендиальные программы в высшем образовании и их влияние на интернационализацию

Автор в своей работе приводит статистические данные, согласно которым, странами, лидирующими в предоставлении стипендий на обучение в своих университетах, являются Франция (18%; 1,36 млн. $) и Германия (13%; 1,05 млн. $).

Так, DAAD является крупнейшим в мире «поставщиком» стипендий, предоставляя ежегодно 60000 стипендий, две трети которых приходятся на иностранных студентов.

Однако такая деятельность не является абсолютно альтруистичной. Привлечение иностранных студентов – важнейший инструмент, так называемой, мягкой дипломатии. Страны-доноры, таким образом, оказывают лингвистическое, культурное, экономическое и политическое влияние. Геополитическая сфера интересов Германии – это Восточная Европа, для Франции – это франкоязычная Африка (преимущественно Марокко и Алжир).
http://international.ac.uk/resources/International%20Focus%2072.pdf

К началу страницы


Высшее образование: Валери Пекресс уступает своё кресло Лорану Вокьезу

Лоран Вокьез, бывший министр по европейским вопросам, принял бразды правления сектором высшего образования и научных исследований Франции. Правительство не ждёт от него революционных реформ, но скорее продолжения и интенсификации уже начатого его предшественницей. А сделано было немало: закон об автономии университетов, увеличение финансирования научно-образовательного сектора, решение жилищного вопроса студентов и т.д.
http://lemonde-educ.blog.lemonde.fr/2011/06/30/superieur-valerie-pecresse-cede-sa-place-a-laurent-wauquiez/

К началу страницы


Учебный год начался с повышения цен

Новый учебный год ещё больше ударит по карману студентов. Плата за обучение для студентов 1-3 курсов составит 177 евро (вместо 174 в 2010 году), для магистрантов 245 евро (вместо 234€) и для аспирантов 372 евро (вместо 359€ в прошлом году). К тому же обязательная страховка подорожает на 3 евро и составит 203€. Лоран Вокьез, министр высшего образования и научных исследований Франции, подчеркнул, тем не менее, что во Франции плата за обучение самая низкая в мире. На 34% и 20% соответственно возрастут цены на жильё и питание.

Национальный студенческий союз отмечает, однако, что 28 университетов из 83 взимают с их студентов незаконные сборы, например, за рассмотрение досье при поступ-лении или за другие дополнительные услуги. Иногда подобные цифры доходят до 1700 евро! Лоран Вокьез пообещал, что лично будет решать этот вопрос с президентами вузов и, если понадобится, дойдёт до суда.
http://www.lefigaro.fr/actualite-france/2011/08/02/01016-20110802ARTFIG00519-une-rentree-universitaire-en-legere-hausse.php

К началу страницы

назад




Юрий Петрович Похолков