Международный центр организации обучения в области высоких технологий и продвижения высоких технологий на мировой рынок
КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
Общие положения
В настоящее время стало общепризнанным, что научно-технические идеи и разработки, наукоемкие технологии и продукция, высокий интеллектуальный и образовательный потенциал кадров, а не просто накопление капитала, являются основным источником и главной движущей силой устойчивого экономического роста.
Россия имея за собой более чем 300 летнюю историю инженерного образования и такую же промышленную родословную, хорошо финансируемые в предыдущие годы по широкому спектру направлений фундаментальные исследования, один из крупнейших в мире по количеству контингент высококвалифицированных исследователей, накопила огромный интеллектуальный потенциал, который остается сегодня главным её богатством.
По согласованным оценкам отечественных (Российская инженерная Академия, Ассоциация инженерного образования России, Лига независимых ученых России) и зарубежных (Всемирный банк реконструкции и развития) экспертов существующая в России интеллектуальная собственность в 10 раз превосходит по стоимости российские основные фонды.
По оценке экспертов Ассоциации инженерного образования России в инженерных вузах и научных организациях при них на сегодня накоплено свыше 40 тыс. высоких технологий, наукоемких разработок и законченных проектов на научно-техническую продукцию.
В соответствии со сказанным выше Ассоциация инженерного образования России, опираясь на инженерные вузы, их научно-образовательный потенциал и инфраструктуру, а также на сотрудничество с вузами научных организаций Российской Академии наук, министерств и ведомств, частных научно-производственных фирм, технопарков и других учреждений, решила организовать Международный центр по организации подготовки специалистов в области высоких технологий и продвижения высоких технологий на мировой рынок.
Центр призван решать двуединую задачу: используя достоинства российского высшего профессионального образования организовать подготовку высококлассных специалистов в области наукоемких технологий и используя накопленный потенциал в области высоких технологий наукоемких разработок и законченных проектов на научно-техническую продукцию организовать продвижение их на мировой рынок.
Достоинства российского высшего образования вообще и российского инженерного образования в частности признавались и признаются экспертами во всем мире. В свое время прорыв России в космос американские эксперты объясняли более совершенной системой образования в Советском Союзе.
В последние годы, несмотря на экономический спад в России, международные эксперты положительно оценивают состояние и тенденции развития российского высшего образования. Так. например, в аналитическом отчете за 1994 год экспертами Международного банка реконструкции и развития отмечается, что когда и политическая, и экономическая, и социальная ситуации в России не просты, система инженерного, да и всего высшего профессионального образования, оказались одной из немногих выстоявших, несмотря на многочисленные трудности.
Главными традициями российского высшего образования, которые обеспечивают и главные его преимущества, являются следующие:
- Мощная фундаментальная составляющая образования, обеспечивающая специалистам возможность решать и в будущем новые сложные задачи, а также задачи, лежащие в смежных областях знаний и, что более важно, на стыках наук, где наиболее вероятно появление научных открытий, прорывных технологий и оригинальных инженерных решений.
- Подготовка специалистов осуществляется на основе интеграции учебного и научного процессов, позволяющей:
- развивать творческие начала у личности будущего специалиста;
- приобщить его к работе над решением инженерных и научных задач, к созданию технологических разработок, которые в будущем (после окончания обучения) специалист будет первым внедрять в производство, первым продвигать эти разработки на рынок, являясь их соавтором и совладельцем.
- Большая составляющая практической подготовки в профессионально-образовательных программах инженеров (особенно)и магистров, включающая технологические, производственные и преддипломные практики, стажировки на ведущих предприятиях и научных центрах, привлечение для преподавания инженерных дисциплин опытных известных специалистов современного производства и др. Это резко сокращает период адаптации специалиста к реальным условиям производственной деятельности и реальной жизни.
- Высокий уровень требований, предъявляемых к студенту в процессе обучения, на экзаменах, зачетах, выполнении тестовых испытаний, что гарантирует не только высокий уровень качества подготовки специалиста, но и его способность в будущем учиться воспринимать новую информацию, постоянно повышать свой профессиональный уровень, способность (при необходимости) перестраиваться, изменять профессиональный профиль. Последнее обеспечивается хорошей фундаментальной подготовкой, а также подготовкой в области инженерного дела, современных информационных технологий. экономики, менеджмента и т.д.
Все эти преимущества в современной высшей школе России обеспечиваются в результате того, что практически в каждом вузе преподаватели (профессора, доценты, ассистенты) проводят либо фундаментальные научные исследования по соответствующим грантам, либо участвуют в прикладных исследованиях и разработках по заказам промышленных компаний и фирм. Это позволяет в процессе подготовки специалистов давать им кроме традиционных знаний, дополнительно самую новую информацию, формировать методы профессиональной деятельности и сообщать самые последние научные достижения.
Обучение в Международном центре организации обучения в области высоких технологий (МЦОВТ) предполагается осуществлять силами ведущих вузов России, среди которых Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, технические университеты: Московский автомобильно-дорожный институт, Московский авиационно-технологический институт, Московский авиационный институт, Московский энергетический институт, Санкт-Петербургский государственный технический университет, Санкт-Петербургский горный институт, Тульский государственный университет, Томский политехнический университет, Южно-Уральский государственный университет, Уральский государственный технический университет, Новосибирский государственный технический университет, Алтайский государственный технический университет, Красноярский государственный технический университет, Иркутский государственный технический университет, Дальневосточный государственный технический университет и другие. Количество предлагаемых российскими вузами технологий высокого уровня и качества насчитывает несколько десятков тысяч. Руководителями этих разработок являются известные ученые, работающие в этих вузах, а также в Российской академии наук и ведущих отраслевых НИИ (работы, как правило, проводятся совместно).
Многие вузы России имеют тесные научные и академические контакты с ведущими зарубежными университетами в США, Англии, Германии, Японии, Китае, Италии, имеют согласованные академические программы, программы обмена студентами, аспирантами, докторантами. Ряд вузов продают свои технологические и инженерные разработки в развитые страны мира.
Сохранение, укрепление и развитие лучших традиций российской высшей школы, использование положительного зарубежного опыта, интеграция российского высшего образования в международное научно-образовательное пространство позволяет сегодня сформулировать основные положения концепции создания и деятельности Международного центра организации обучения в области высоких технологий Ассоциации инженерного образования России:
- Центр осуществляет подготовку кадров высшего уровня (инженеров, специалистов, магистров, кандидатов и докторов наук) в области высоких технологий по соответствующим инженерно-техническим направлениям, регламентированным перечнем направлений подготовки специалистов в российской высшей школе или перечнем научных специальностей, а также в области трансфера технологий (менеджер в области "Technology Transfer").
- Центр работает с лицами, имеющими дипломы первой ступени высшего профессионального образования (дипломы бакалавра, инженера), либо с любым высшим образованием, желающие получить второе высшее образование в выбранной области высоких технологий.
- Международный центр не организует обучение на степень бакалавра.
- Обучение производится в одном вузе или нескольких вузах России по выбранному направлению и индивидуальному плану, включающему как обязательный (основной) элемент подготовку специалиста в области конкретных высоких технологий. В зависимости от степени участия в процессе обучения, создании инженерной (технологической) разработки, обучаемый может стать соавтором и совладельцем разработки.
Профессионально-образовательная программа включает в себя изучение трансфера технологий с учетом юридических особенностей и особенностей рынка технологий в России и других странах.
- Обучение может осуществляться по очной, очно-заочной, заочной формам и или с использованием технологий "Internet" (Distant education) на русском и английском языках (по выбору). В случае выбора иностранным студентом, аспирантом, слушателем обучения на русском языке предполагается специальная подготовка по русскому языку.
- Длительность обучения зависит от программы, формы обучения и определяется индивидуальным планом, согласованным вузом и обучающимся. Средняя длительность обучения - 3 года.
- По окончании обучения (при условии выполнения индивидуального плана) и защиты дипломной работы (проекта) выпускник получает диплом государственного образца одного из вузов России и сертификаты российского и зарубежных вузов, если выпускник изучал там учебные дисциплины.
При подготовке и защите диссертации выпускник получает диплом ученой степени кандидата или доктора наук.
Обучение в центре платное, осуществляется по отдельным контрактам (договорам) между обучающимся, вузом (вузами) и дирекцией Центра. Стоимость обучения зависит от программы, формы и языка обучения и лежит в пределах от 2000 до 6000 USD.
Учредителем Международного центра является Ассоциация инженерного образования России, к учредительству планируется также привлечение других научно-общественных и профессиональных организаций России и других стран. Официальное название “Международный центр организации обучения в области высоких технологий Ассоциации инженерного образования России”. Официальный адрес: Россия, Томск, 634034, проспект Ленина, 30.
Дирекция Международного центра осуществляет набор студентов из различных стран в вузы России, обеспечивает согласование учебных планов и программ, создает терминалы и отделения МЦОВТ в различных странах организовывает обучение русскому и английскому языкам, обучение в российских вузах и зарубежных стран, организовывает подписание контрактов между студентом, вузом и Центром.
Примерная технология организации и порядок обучения в центре:
- Центр выставляет на своем "site" список вузов России с указанием направлений подготовки специалистов и научных кадров в области высоких технологий, уровней подготовки (специалист, инженер, магистр, кандидат, доктор наук), возможностей обучения на английском (русском) языке, возможностей использования "Internet" при обучении и т.д.
- Центр выставляет на "site" также перечень высоких технологий (название, краткое описание, принадлежность к вузу, состояние разработки). Доступ к подобной информации платный.
- Центр выставляет на "site" "Application form", условия регистрации и поступления на учебу.
- Желающий получить образование в области высоких технологий выбирает технологию, уровень программы, язык, форму и желательный срок обучения, указывает дополнительные условия (вуз, стажировки, включенное обучение в других вузах и т.д.) в "Application form", уплачивает регистрационный взнос (25$).
- Дирекция центра подготавливает контракт между абитуриентом (applicant), вузом и дирекцией. Неотъемлемой частью контракта является учебный план, план-график обучения, тема исследований (название изучаемой высокой технологии, название технологических и инженерных разработок в выбранной области, основанных на использовании высоких технологий).
- Центр, как правило, будет рекомендовать для обучения российские вузы, дипломы которых признаются за рубежом. Во всех остальных случаях Ассоциация инженерного образования России берет на себя обязанность заниматься обеспечением международного признания предлагаемых программ и дипломов.
- Дирекция центра принимает на себя обязательство обеспечивать работу терминалов центра в различных странах и курирование реализации заключенных контрактов.
Организация продвижения высоких технологий на мировой рынок
- Центр создает электронную биржу объектов интеллектуальной собственности вузов и других организаций России, включающую следующие банки данных предложений и потребностей:
- банк данных технико-технологических разработок в области высоких технологий - банк данныхпотребностей в инженерных и технологических разработках в области высоких технологий;
- банк данных образовательных услуг вузов в области высоких технологий - банк данных потребностей в образовательных услугах в области высоких технологий;
- банк данных элитных специалистов инженерно-технических специальностей в области высоких технологий - банк данных потребностей в специалистах в области высоких технологий;
- банк данных предложений вузов по разработке научно-технических идей и проведения научных исследований в области высоких технологий - банк данных заказов на разработку научно-технических идей и исследований в области высоких технологий.
- Центр обеспечивает актуализацию банков данных электронной биржи и организует широкий доступ клиентов к информации через Internet и создания дружественного пользовательского интерфейса, а также "зеркальных" Web-серверов биржи в различных странах мира.
- Доступ к информации электронной биржи платный, размер оплаты зависит от уровня затребованной информации, реализованы различные формы оплаты услуг электронной биржи: с использованием кредитных карт, денежного перевода, подписки, контракта и т.д. Возможен поиск информации в базах данных по сформированному пользователем запросу.
- В результате общения с электронной биржей достигается организация взаимодействия автора разработки, специалиста в области высоких технологий, потребителя образовательных услуг и т.д. с клиентом (инвестором, предпринимателем, заказчиком и т.д.).